ИТОГИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
2013 год (совещание руководителей ОУ)
Завершился 2013 год, и мы вправе подвести итоги совместной работы. Поэтому тема моего выступления «Итоги деятельности ММС и основные направления ее развития».
Данное мероприятие проводится с целью: обобщить результаты совместной деятельности и наметить эффективные пути развития ММС.
ММС включает 29 РМО, более 100 ШМО, 32 постоянно действующие творческие группы, различные временные педагогические лаборатории и рабочие группы учителей-инноваторов.
Основными функциями МК, в соответствии с Уставом, являются две:
1) информационно-аналитическая, предусматривающая обеспечение ОУ необходимой информацией, поступающей от МО РО, областного института, отдела образования
2) организационно-методическая, направленная на проведение методической работы, сетевое взаимодействие ОУ.
ИМК выстраивает работу по основным направлениям:
- Повышение профессионального и педагогического мастерства учителей и руководителей
- Методическая деятельность
- Работа с одаренными детьми
- Духовно-нравственное воспитание
- профориентационная работа
- Работа с инновационным опытом
Повышение профессионального и педагогического мастерства учителей и руководителей осуществляется через курсовую подготовку. В течение 2013 года прошли курсы 357 педагогов и руководителей, что превысило плановое задание на 45%
Результатом явилась защита проектов, разработанных курсантами по теме курсов.
Необходимо после каждой курсовой подготовки
организовывать в школе на уровне ШМО
презентацию данных проектов, тогда опыт работы
педагогов, прошедших курсы станет достоянием
всех учителей школы и должен внедриться
в педагогическую практику.
Повышению профессионального и педагогического мастерства способствуют стажерские площадки на базе школ по проблемам обновления содержания образования в рамках национальной инициативы «Наша новая школа». Сегодня функционируют:
МРЦ на базе школ-победителей ПНПО: 20 – 23 – 61 – 72 – 77 - 82
Пилотные по ФГОС: 5 – 6 – 23 – 26 - 73
Пилотные по ДНВ: 3 – 9 – 26 – 52 – 72 - 73
Со статусом «Казачье»: 41 – 52 -72 – 73 – 75 - 4
Работая в различных направлениях, данные учреждения оказывают значительную помощь как педагогам школ района, так и МК.
Особенно следует отметить руководителей и педколлектив школы № 23, на базе которой учреждена областная стажировочная площадка федерального значения.
Ежегодно совместно с методистами областного института повышения квалификации руководство и педколлектив школы делятся накопленным опытом не только с учителями и руководителями нашего района, но и области. В рамках деятельности стажировочной площадки прошли семинары, круглые столы, мастер классы, презентации, открытые уроки.
Курсовую переподготовкой были охвачены 75 педагогов и руководителей школ района.
Повышение профессионального и педагогического мастерства учителей и руководителей – одно из важных направлений деятельности МК.
Немаловажным является организация методических мероприятий.
В течение отчетного периода организовано
- 3 научно-практических конференций
- 34 круглых стола по проблемам введения ФГОС, обновления содержания образования, здоровьесбережения, качества преподавания учебных дисциплин
- 53 презентации системы работы учителей
- 10 семинаров на базе школ
Около 200 педагогов получили адресную методическую помощь.
Необходимо совершенствовать практику
привлечения педагогов высшей и первой
квалификационных категорий к активному
участию в развитии ММС
Яркой демонстрацией педагогического мастерства учителя является традиционный конкурс профмастерства «Учитель года», который был организован в трех номинациях:
- в номинации «Учитель года» приняло участие 14 педагогов, стали финалистами 6
- в номинации «Воспитатель года» приняли участие 8 работников ДОУ, стали финалистами 4
- в номинации «Мой педагогический дебют» приняли участие 6 молодых учителей
Представлять опыт на областном конкурсе «Учитель года Дона» готовятся
Губарева Наталья Алегберовна, учитель школы № 62,
Скляренко Марина Алексеевна – воспитатель ДОУ № 30,
Хохлачева Светлана Владимировна, молодой учитель школы № 72.
Острой проблемой на уровне государства стала проблема отсутствия высококвалифицированных рабочих и инженерно-технического персонала, с одной стороны, и невостребованность полученного высшего образования, с другой.
6 декабря на областном совещании обсуждались данные проблемы. Значительна роль школы и учреждений профессионального образования в подготовке востребованных специалистов. Это нацеливает нас на совершенно новый подход в организации профориентационной работы с учащимися и родителями.
Традиционные Дни открытых дверей в ДонГАУ, сельхозколледже, ДГТУ, в которых приняли участие более 300 старшеклассников, посещение школ представителями учреждений профессионального образования позволяют познакомить выпускников с учреждениями и профессиями. Но сегодня этого недостаточно.
Нам необходимо построить так работу,
чтобы наши воспитанники получили
качественную подготовку к избранной профессии,
востребованной прежде всего предприятиями
нашего района.
С данной проблемой связана и проблема привлечения из других районов и территорий высококвалифицированных специалистов в ОУ, а также проблема омолаживания педколлективов.
В результате профориентационной работы в ОУ района вернулись 9 молодых специалистов - наших бывших выпускников, по целевым направлениям поступило в педагогические учебные заведения 52 педагога и выпускника ОУ, всего обучается на целевой контрактной подготовке 40 человек.
Педколлетивы омолодились на 30% за счет прихода в ОУ 32 молодых специалистов.
Ключевой характеристикой педагога становится не только обладание знаниями и технологиями, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению. Сегодня повышают свой образовательный уровень 65 педагогов, получили высшее образование 11 человек.
На базе ОУ района прошли стажировку 32 студента педвузов и колледжей.
Неотъемлемой частью методической деятельности ИМК является выявление, обобщение и распространения инновационного опыта.
С этой целью организованы
- семинары на базе ОУ № 4, 9, 20, 23, 27, 33, 41, 52, 77, 82
- авторские семинары и мастер классы дали учителя из 11 школ района.
- открытые уроки и занятия с презентацией опыта в ходе семинаров дали
47 учителей.
- в ходе педагогических десантов в ОУ опыт работы представлен тремя финалистами конкурса профмастерства «Воспитатель года района»
Более 300 педагогов участвовало в различных региональных и Всероссийских конкурсах. Из них:
- победителей и призеров -29
- дипломантов – 54
Опыт работы более 300 педагогов был представлен в ходе различных областных и российских мероприятий, опубликован в региональных сборниках и на страницах методических журналов.
Учителя МБОУ СОШ № 72 Ежова Людмила Ивановна, Чеха Татьяна Григорьевна, Духопельникова Ольга Геннадьевна в региональном конкурсе «Учитель профильной школы» завоевали приз «Малая Дрофа.»
- Ефимова Ирина Валентиновна – учитель лицея № 82 стала призером всемирного конкурса «Профессионал в образовании».
- Шестопалова Евгения Петровна – тренер ДЮСШ стала финалистом областного этапа Всероссийского конкурса «Сердце отдаю детям»
Неговора Наталия Николаевна – учитель-логопед детского сада № 43 – лауреат 2 степени международного интернет-конкурса «Здравствуйте, дети»
- в ходе различных областных мероприятий транслировался опыт 73 педагогов
Огромный пласт работы ИМК – аттестация кадров.
Это довольно объемная и ответственная ежемесячная работа, которая включает проведение экспертизы профессиональной деятельности педагога, подготовку экспертных заключений и аттестационных документов.
В течение 2013 года проаттестовано на высшую квалификационную категорию 46 человек, на первую – 82.
Присвоение квалификационной категории связано с повышением заработной платы.
Поэтому следует привлекать к методической работе
данных педагогов.
Какие можно использовать формы:
- руководство структурами ММС (РМО, ШМО, творческие группы)
- наставничество и тьюторство
- участие в различных методических мероприятиях, Грантах, творческих конкурсах
- методическая помощь нуждающемуся учителю
- разработка учебных пособий
- издание брошюр
- публикации в методических журналах
НО еще имеет место факт отказа учителей диссеминировать свой опыт, тем самым позиционировать свое ОУ, нашу систему образования, наш район.
Нам предстоит отработать механизм отслеживания
эффективности профессиональной и творческой
деятельности учителя, и как следствие, решать вопрос
о соответствии заявленной квалификационной категории.
Следующим направлениям деятельности ИМК является работа с одаренными детьми. Данное направление реализуется через такие формы, как
- развитие олимпиадного движения.
Организованы предметные олимпиады по школам, в которых приняло участие более 7 тыс школьников, на уровне муниципального тура прошли олимпиады по 16 предметам, они охватили 647 победителей и призеров школьного этапа. Победителями и призерами муниципального тура стали 174 человека. Если сравнить с прошлым годом, то возросло количество участников олимпиад на 21.8%.
В интернет - олимпиадах приняло участие более 200 школьников, из них стали призерами и победителями 28 учащихся.
- с каждым годом растет количество участников Всероссийских предметных чемпионатов. В первом полугодии в чемпионатах по математике, географии, литературе, информатике, истории, иностранному языку приняло участие 824 человека.
- в международном интеллектуальном конкурсе «Русский медвежонок» приняло участие полторы тысячи школьников.
В областной школе для одаренных детей обучается 11 уч-ся 8-11 классов.
В Международных интеллектуальных и различных Российских творческих конкурсах приняли участие более 5 000 школьников. Из них 37 победителей и дипломантов федерального уровня .
Более 80 получили персональные приглашения в профильный лагерь «Дерзание - 2013».
Приоритетным направлением деятельности ММС является ДНВ.
В ИМК отсутствует методист по данному направлению, его ведут два учителя лицея № 82 по совместительству. Но тем не менее, работа проводится на должном уровне:
- в ОУ созданы творческие группы, призванные развивать данное направление
- районной творческой группой разработан примерный план работы, а методистами - рекомендации по реализации муниципальной программы
- организованно в этом учебном году прошла подготовка
к областным Димитриевским чтениям, в которых приняли участие 60 педагогов, 9 преподавателей ОПК выступили с опытом работы на различных секциях
- в рамках чтений был представлен опыт в виде творческих работ 17 учителей и 43 школьников
- из них поощрены Моргоч Татьяна Алексеевна, учитель школы № 62 и 7 уч-ся из школ № 20, 26, 43, 62, 82
- Во всероссийском конкурсе «Красота Божьего мира» приняло участие 89 школьников из 15 ОУ, представлены на рассмотрение жюри Шахтинской епархии 58 работ, четыре из них (школ № 33, 20, ДОУ 30) стали победителями и отправлены для участия в Российском туре.
- В олимпиаде «Наше наследие» приняло участие около полутора тысяч школьников, в региональном туре приняло участие 62 победителя школьного тура, из них 3 ученика школы № 77 будут участвовать в составе сборной области в финальном туре в г. Москве.
- В олимпиаде по ОПК приняло участие:
- в школьном туре более тысячи уч-ся
- в муниципальном – 56 победителей школьного этапа, из них 10 дипломантов из школ 3, 82, 72, 20, 62, 23 примут участие в региональном туре.
- По результатам проведенной благотворительной акции «Святая купель» перечислено более 100 тыс рублей на устройство купели в ст. Бессергеневской.
- опыт работы по развитию ДНВ представлен руководителями и педколлективами ОУ № 3, 26, 61, 63, 72, 73
- организованы экскурсии по святым местам:
- для учителей и родителей в Святогорскую Лавру (48 чел)
- для уч-ся школ № 19, 33, 41, 52, 63, 72 Дон Православный (120 чел)
- в рамках зимнего творческого фестиваля, посвященного Пресвятой Богородице», организованы:
- выступления чтецов, в которых приняло участие 44 школьника, 5 учителей и 6 родителей
- художественное прослушивание номеров духовной музыки и пения уч-ся, учителей и родителей из 20 школ района
Мы продолжаем сотрудничать с музеем «Покровское подворье». На базе которого организованы:
- уроки музыки, ИЗО, литературы, истории, физики, ОПК для двухсот семнадцати учащихся
- семинары для учителей ИЗО, музыки, ФК, ОПК, литературы (130 педагогов)
- тематические экскурсии для уч-ся школ № 20, 61, 62, 63, 72, 73 (более 700 уч-ся)
- родительские дни (более 80 чел.)
Необходимо организовать исследовательскую
работу уч-ся по материалам экскурсий.
А уроки прошлого и этого года
опубликовать в муниципальных сборниках.
На мой взгляд, проведена значительная работа.
Результаты учителей – инноноваторов составляют значимую часть масштабной деятельности работников образования района по обеспечению инновационного развития регионального образования и служат базовым основанием его модернизации.
Хочу поблагодарить Вас, руководители школ, и в вашем лице учителей за совместную деятельность, помощь в организации работы ИМК, взаимопонимание.