Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
На главную
Отдел образования Октябрьского района Ростовской области



 




Афоризм

Мир меняют не политики, мир меняют учителя.
Н.А.Некрасов

 

Система мониторинга качества дошкольного образования

 

Система мониторинга качества дошкольного образования

Цели мониторинга качества дошкольного образования

Цель мониторинга - сбор и анализ информации о состоянии дошкольного образования с последующим обоснованием рекомендаций для принятия управленческих решений по совершенствованию качества дошкольного образования.

Для принятия эффективных управленческих решений по совершенствованию качества дошкольного образования в Октябрьском районе выделены цели по следующим направлениям:

- совершенствование качества образовательных программ дошкольного образования, а также повышение качества содержания образовательной деятельности в ДОУ (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие); повышение качества реализации адаптированных образовательных программ в ДОУ;

- повышение качества образовательных условий в ДОУ (кадровые условия, развивающая предметно-пространственная среда, психолого - педагогические условия);

- совершенствование качества взаимодействия с семьей (участие семьи в образовательной деятельности, удовлетворённость семьи образовательными услугами, индивидуальная поддержка развития детей в семье);

- обеспечение здоровья, безопасности и качества услуг по присмотру и уходу; повышение качества управления в ДОУ.

Обоснование выделения целей по направлениям

Необходимость выделения цели по направлению «Совершенствование качества образовательных программ дошкольного образования» обусловлена тем, что пункт 1.7, раздела I ФГОС ДО является основой для разработки образовательной программы дошкольного образования (далее - Программа).

В разделе II ФГОС ДО определены требования к структуре Программы и ее объему. Определение соответствия Программы требованиям ФГОС ДО позволяет оценить полноту и системность организации образовательного процесса в ДОУ.

Необходимость выделения цели по направлению «Повышение качества содержания образовательной деятельности в дошкольных образовательных организациях (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие)» обусловлено требованиями пункта 2.6. раздела II ФГОС ДО.

Оценка данного направления позволит судить о содержании образования детей по пяти образовательным областям (социально—коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие), прогнозировать развитие муниципальной системы дошкольного образования и принимать управленческие решения по обеспечению полноценного развития личности детей.

Необходимость выделения цели по направлению «Повышение качества реализации адаптированных основных образовательных программ в ДОУ» обусловлена статьей 5 «Закона об образовании в РФ» и пунктом 1.3. раздела 1 требований ФГОС ДО.

Оценка качества реализации адаптированных образовательных программ в ДОУ позволит прогнозировать развитие муниципальной системы дошкольного образования и принимать управленческие решения по обеспечению качественного дошкольного образования для детей с OB3 и детей-инвалидов.

Необходимость выделения цели по направлению «Повышение качества образовательных условий в ДОУ (кадровые условия, развивающая предметно-пространственная среда, психолого-педагогические условия)» обусловлена включением их (условий) в ФГОС ДО.

Оценка данных направления позволит судить о реализации раздела III ФГОС ДО «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования» и конкретизировать содержание управленческих решений по кадровой политике, по развитию методической службы, обеспечивающей совершенствование психолого-педагогических условий в ДОУ, по оснащению образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования.

Выделение цели по направлению «Совершенствование качества по взаимодействию с семьей» (участие семьи в образовательной деятельности, удовлетворённость семьи образовательными услугами индивидуальная поддержка развития детей в семье) обусловлена необходимостью выполнения статьи 44 «Закона об образовании в РФ» (в ред. от 24.03.2021) раздела I, пункта 3.1. раздела III требований ФГОС ДО.

Оценка данного направления позволит определить выполнение требований нормативных документов и разработать эффективные управленческие решения по созданию условий для совершенствования взаимодействия ДОУ с семьей.

Необходимость выделения цели по направлению «Обеспечение здоровья, безопасности и качества услуг по присмотру и уходу» обусловлена статьей 41 «Закона об образовании в РФ» (в ред. от 24.03.2021), требованиями ФГОС ДО.

Оценка условий по данному направлению позволит судить о выполнении требований нормативных документов и разрабатывать управленческие решения по обеспечению здоровья, безопасности и качеству услуг по присмотру и уходу в ДОУ.

Необходимость выделения цели по направлению «Повышение качества управления в ДОУ» обусловлена статьями 28, 30, 86, 90, 95, 97 «Закона об образовании в РФ», требованиями ФГОС ДО. Оценка данного направления позволит судить о выполнении требований нормативных документов и разрабатывать управленческие решения по повышению качества управления в ДОУ.

Муниципальными показателями, характеризующими качество образовательных программ дошкольного образования, являются:

1. Наличие основной образовательной программы дошкольного образования, разработанной и утвержденной в ДОУ (далее - ООП ДО).

2. Соответствие ООП ДО, требованиям ФГОС ДО к структуре и содержанию образовательных программ дошкольного образования.

3. Наличие рабочих программ в ДОУ.

4. Наличие в рабочих программах ДОУ содержания по образовательным областям: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

5. Наличие ДОУ, реализующих AOП ДО;

6. Соответствие AOП ДО требованиям ФГОС ДО.

Качество образовательных условий в ДОУ (кадровые условия, развивающая предметно-пространственная среда, психолого-педагогические условия).

Кадровые условия.

В качестве муниципальных показателей, характеризующих кадровые условия дошкольного образования, оцениваются:

1. Обеспеченность ДОУ педагогическими кадрами;

2. Уровень квалификации педагогов по результатам аттестации;

3. Наличие у педагогических работников высшего образования (по профилю деятельности);

4. Своевременность получения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) педагогическими работниками и руководителем ДОУ;

5. Наличие у руководителя ДОУ требуемого профессионального образования.

6. Нагрузка на педагогов.

Развивающая предметно-пространственная среда.

В качестве муниципальных показателей, характеризующих развивающую предметно-пространственную среду (далее - PППC) в ДОУ, оцениваются соответствие PППC пункту 3.3.4. требований ФГОС ДО. В ФГОС ДО выдвигаются следующие требования:

1. Содержательная насыщенность среды.

2. Трансформируемость пространства.

3. Полифункциональность материалов.

4. Вариативность среды.

5. Доступность среды.

6. Безопасность развивающей предметно-пространственной среды

Психолого-педагогические условия.

В качестве показателей, характеризующих психолого - педагогические условия в ДОУ, оценивается их соответствие пункту 3.2. требований ФГОС ДО. В ФГОС ДО выдвигаются следующие требования к психолого-педагогическим условиям:

1.Уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки.

2. Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности.

3. Защита детей от всех форм физического и психического насилия.

Показатель «Качество взаимодействия с семьей (участие семьи в образовательной деятельности, удовлетворенность семьи образовательными услугами, индивидуальная поддержка развития детей в семье)».

Качество взаимодействия ДОУ с семьей определяется по следующим составляющим:

1. Наличие нормативных правовых документов, регламентирующих взаимодействие с семьей.

2. Наличие единого информационного пространства взаимодействия ДОУ с семьей.

3. Удовлетворённость семьи образовательными услугами.

4. Индивидуальная поддержка развития детей в семье.

Обеспеченность здоровья, безопасности, качества услуг по присмотру и уходу.

Обеспечение здоровья, безопасности, качества услуг по присмотру и уходу оценивается по следующим показателям:

1. Наличие мероприятий по сохранению и укреплению здоровья воспитанников.

2. Обеспечение комплексной безопасности в ДОУ.

3. Разработанность и функционирование внутренней системы оценки качества образования в ДОУ (далее - BCOKO).

4. Наличие Программы развития ДОУ.

Методы сбора и обработки информации

Ø  На уровне ДОУ могут быть использованы: структурированное наблюдение за реализацией образовательной деятельности в группе с использованием оценочных шкал; экспертная оценка образовательных условий ДОУ; анкетирование родителей (законных представителей) воспитанников ДОУ; самоанализ продуктов управленческой и педагогической деятельности (управленческих документов, образовательных и рабочих программ).

Описание методов сбора и обработки информации о качестве образования отражается в BCOKO, разработанной и реализуемой в ДОУ.

Ø  На муниципальном уровне могут быть использованы:

изучение открытых источников информации о деятельности ДОУ (официальные сайты ДОУ);

изучение информации о ДОУ, полученной по запросу отдела образования  Администрации Октябрьского района.

Отдел образования  Администрации Октябрьского район (далее - отдел образования) изучает информацию, предоставленную каждым ДОУ. Каждый показатель оценивается, используя информацию из раздела «Показатели оценки качества дошкольного образования». По результатам анализа информации, предоставленной всеми ДОУ, заполняются таблицы, в которых отражена обобщенная информация о результатах оценки качества дошкольного образования в Октябрьском районе.

Количественный анализ позволяет сформировать представление об общих тенденциях в районе и выделить особенности качества дошкольного образования. Полученные данные могут быть обработаны с помощью методов математической статистики (кластерный анализ).

Качественный анализ направлен на прогнозирование развития муниципальной системы дошкольного образования, разработку адресных рекомендаций и предложений по повышению качества дошкольного образования в Октябрьском районе. Результаты мониторинга качества дошкольного образования Октябрьского района оформляются в виде заключения (аналитического отчета), утверждаются приказом отдела образования и размещаются на официальном сайте. На основе материалов заключения разрабатываются адресные рекомендации, мероприятия и управленческие решения.

Анализ результатов мониторинга качества дошкольного образования

По итогам мониторинга качества дошкольного образования в Октябрьском районе составляется аналитический отчет.

Аналитический отчет  приказ отдела образования Администрации Октябрьского района от 18 июня 2021 года № 384 "Об утверждении итогов проведения мониторинга оценки качества дошкольного образования в Октябрьском районе в 2021 году "

Адресные рекомендации

Адресные рекомендации по результатам анализа мониторинга качества дошкольного образования формируются на основе рекомендаций, включенных в аналитический отчет, которые могут быть даны:

- отдельным ДОУ Октябрьского района;

- группам ДОУ, схожим по каким-либо направлениям (ОВЗ, и т.д.)

Содержание адресных рекомендаций может быть связано с использованием успешных практик в системе дошкольного образования, совершенствование качества дошкольного образования, устранением выявленных дефицитов, развитием профессиональных компетентностей и др.

Адресные рекомендации приказ отдела образования Администрации Октябрьского района от 18 июня 2021 года № 384 "Об утверждении итогов проведения мониторинга оценки качества дошкольного образования в Октябрьском районе в 2021 году "

Меры, мероприятия по результатам мониторинга качества дошкольного образования

Результаты мониторинга являются основой для планирования и реализации мер и мероприятий, направленных на повышение качества муниципальной системы дошкольного образования Октябрьского района. Цели и содержание мер и мероприятий могут обеспечивать повышение качества дошкольного образования по одному или нескольким взаимосвязанным показателям, которые являются актуальными для всей муниципальной системы, или могут относиться к деятельности отдельных ДОУ.

Мероприятия по итогам МКДО  приказ отдела образования Администрации Октябрьского района от 01 июля 2021 года  № 422 " О принятии мер по итогам анализа мониторинга оценки качества дошкольного образования в Октябрьском районе в 2021 году "

Управленческие решения

Принимаются управленческие решения, направленные на совершенствование системы оценки качества дошкольного образования муниципального округа:

- разработана муниципальная система оценки качества,

- совершенствование нормативно-правовых актов  в части реализации системы оценки качества дошкольного образования

Приложение Муниципальная программа МКДО (Октябрьский район). Приложение №1 Приказ отдела образования Администрации Октябрьского района от 28 мая 2021 года      № 343 "Об организации и проведении мониторинга оценки качества дошкольного образования в Октябрьском районе в 2021 году "

Муниципальная программа МКДО (Октябрьский район). Приложение №2 Приказ отдела образования Администрации Октябрьского района от 28 мая 2021 года      № 343 "Об организации и проведении мониторинга оценки качества дошкольного образования в Октябрьском районе в 2021 году "

Муниципальная программа МКДО (Октябрьский район). Приложение № 3 Приказ отдела образования Администрации Октябрьского района от 28 мая 2021 года      № 343 "Об организации и проведении мониторинга оценки качества дошкольного образования в Октябрьском районе в 2021 году "

Приложение   приказ отдела образования Администрации Октябрьского района от 18 июня 2021 года № 384 "Об утверждении итогов проведения мониторинга оценки качества дошкольного образования в Октябрьском районе в 2021 году "

Приложение Сводная таблица результатов мониторинга качества дошкольного образования в Октябрьском (с) районе. Приказ отдела образования Администрации Октябрьского района от 18 июня 2021 года № 384 "Об утверждении итогов проведения мониторинга оценки качества дошкольного образования в Октябрьском районе в 2021 году "

Анализ эффективности принятых мер

Анализ эффективности принятых управленческих решений и комплекса мер направлен на оценку и последующий анализ эффективности реализации комплекса мер и принятия управленческих решений, направленных на совершенствование системы оценки качества подготовки обучающихся.

Проведение анализа эффективности принятых мер осуществляется на основе результатов мониторинга эффективности принятых управленческих решений и комплекса мер в течение календарного года, следующего за отчетным периодом.

Результаты анализа выявляют эффективность принятых управленческих решений и комплекса мер, направленных на совершенствование системы оценки качества подготовки обучающихся, и приводят к корректировке имеющихся и/или постановке новых целей для дошкольных образовательных учреждений Октябрьского района.

Приложение  приказ отдела образования Администрации Октябрьского района от 01 июля 2021 года  № 422 " О принятии мер по итогам анализа мониторинга оценки качества дошкольного образования в Октябрьском районе в 2021 году "

Приказ  отдела образования Администрации Октябрьского района от 28 мая 2021 года     № 343 "Об организации и проведении мониторинга оценки качества дошкольного образования в Октябрьском районе в 2021 году "

Концепция  Муниципальная программа МКДО (Октябрьский район). Приложение №1 Приказ отдела образования Администрации Октябрьского района от 28 мая 2021 года      № 343 "Об организации и проведении мониторинга оценки качества дошкольного образования в Октябрьском районе в 2021 году "

Критерии показателей качества дошкольного образования  в Октябрьском районе. Приложение №1 к муниципальной программе МПМКДО.  Приказ  отдела образования Администрации Октябрьского района от 28 мая 2021 года     № 343 "Об организации и проведении мониторинга оценки качества дошкольного образования в Октябрьском районе в 2021 году "

Аналитический отчет  приказ отдела образования Администрации Октябрьского района от 18 июня 2021 года № 384 "Об утверждении итогов проведения мониторинга оценки качества дошкольного образования в Октябрьском районе в 2021 году "

Приложение Сводная таблица результатов мониторинга качества дошкольного образования в Октябрьском (с) районе. Приказ отдела образования Администрации Октябрьского района от 18 июня 2021 года № 384 "Об утверждении итогов проведения мониторинга оценки качества дошкольного образования в Октябрьском районе в 2021 году "


1. Качество образовательных программ дошкольного образования

Наличие основной образовательной программы дошкольного образования, разработанной и утвержденной в ДОО


Соответствие основной образовательной программы дошкольного образования (ООП ДО) ДОО, требованиям ФГОС ДО к структуре и содержанию образовательных программ дошкольного образования


2. Качество содержания образовательной деятельности в ДОО (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие)


Наличие рабочих программ в ДОО

Наличие в рабочих программах педагогов ДОО содержания по образовательным областям:

«Социально-коммуникативное развитие»

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

«Художественно-эстетическое развитие»

«Физическое развитие»

3. Качество образовательных условий в ДОО (кадровые условия, развивающая предметно-пространственная среда, психолого-педагогические условия)

3.1 Кадры

Обеспеченность ДОО педагогическими кадрами


Обеспеченность ДОО учебно-вспомогательным персоналом (младшими воспитателями и помощниками воспитателей)

Наличие первой квалификационной категории у педагогических работников

Наличие высшей квалификационной категории у педагогических работников

Своевременность повышения квалификации педагогов и руководителя ДОО

Наличие у педагогических работников высшего образования (по профилю деятельности)

Нагрузка на педагогов



3.2 Развивающая предметно-пространственная среда

Содержательная-насыщенность среды

Трансформируемость пространства


Полифункциональность материалов

Вариативность среды

Доступность среды

Безопасность предметно-пространственной среды

3.3 Психолого-педагогические условия

уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки

поддержка взрослыми доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности


Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности

Защита детей от всех форм физического и психического насилия


4. Качество реализации адаптированных основных образовательных программ в ДОО

Наличие ДОО, реализующих адаптированные основные образовательные программы

Соответствие адаптированных основных образовательных программ дошкольного образования, разработанных и утвержденных в ДОО, требованиям ФГОС ДО

5. Качество взаимодействия с семьей (участие семьи в образовательной деятельности, удовлетворённость семьи образовательными услугами, индивидуальная поддержка развития детей в семье)

5.1 Участие семьи в образовательной деятельности

Наличие нормативно-правовых документов, регламентирующих взаимодействие ДОО с семьей

Наличие единого информационного пространства взаимодействия ДОО с семьей


Количество родителей (законных представителей) воспитанников ДОО принявших участие в мероприятиях (образовательные проекты, мастер-классы, спортивные праздники, трудовые акции родительские собрания и др.)

5.2 Удовлетворённость семьи образовательными услугами

Изучение удовлетворенности семьи образовательными услугами

5.3 Индивидуальная поддержка развития детей в семье

Наличие разнообразных форм поддержки развития ребенка в семье (с учетом ее специфики)


6. Обеспечение здоровья, безопасности, качество услуг по присмотру и уходу

Наличие мероприятий по сохранению и укреплению здоровья воспитанников

Обеспечение комплексной безопасности в ДОО

Обеспечение качества услуг по присмотру и уходу за детьми


7. Повышение качества управления в ДОО

Наличие у руководителя требуемого профессионального образования

Разработана и функционирует ВСОКО

Наличие программы развития ДОО













Система Orphus
Интересное фото